«Пусть твоя жизнь будет равна тебе, пусть ничто не противоречит одно другому, а это невозможно без знания и без искусства, позволяющих познать божественное и человеческое.»
Луций Анней Сенека (Младший)

Публикация в журнале «Ксюша»

Мое увлечение искусством батика или искусством росписи ткани началось десять лет назад, когда мне в руки попался небольшой журнал по рукоделию. Не знаю, что меня так в нем привлекло - красота изделий, глубина сюжетов или волшебство результата, а может, и все вместе, но мне даже по ночам снилось, как я расписываю ткань, настолько сильным оказалось воздействие этого тонкого и радостного искусства.

Затем по воле случая, а может быть, и не случайно, я познакомилась с прекрасным педагогом Надеждой Братишовой и начала изучать искусство росписи ткани на курсах «Великолепное рукоделие». Дальше были встречи со многими людьми – педагогами, художниками, профессионалами и просто увлеченными творческими людьми, которых объединяет любовь к изобразительному искусству. Увлечение подтолкнуло к идее получения профессионального образования, и в 2007 году я закончила Белорусский Государственный Университет Культуры и Искусств по специальности графический дизайн. Вот так маленький случай, еще одна встреча с новым искусством, круто меняет жизнь человека и делает ее наполненной и интересной. В двух словах могу охарактеризовать себя и свое творчество так: «Живу, рисую…».

 

 

На страницах журнала читатели могут познакомиться с моими работами, выполненными в различных технических приемах. Изделия из расписанных тканей можно использовать как великолепные аксессуары, которые подойдут и женщинам и мужчинам, которые подчеркнут ваши достоинства и помогут скрыть недостатки, сделают ваш образ неповторимым, порадуют друзей и близких уникальными подарками и поздравительными открытками. Шелковые панно, расписанные вручную, обогатят ваш интерьер, придадут обычной городской квартире романтическую атмосферу и наполнят дом теплом, уютом и душевным комфортом. Каждый человек стремится создать свой собственный неповторимый и оригинальный мир, окружить себя уютом и картины, выполненные на ткани, помогают в этом. Сюжеты и мотивы для работ, выполненных на шелке, неисчерпаемы. Это могут быть абстрактные композиции и богатая растительная тематика, силуэты фигур и колорит Страны восходящего солнца, разнообразные морские сюжеты и многое другое.

 

Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть нанесения на ткань состава, не пропускающего краску в те места, которые должны остаться неокрашенными или сохранить определенный цвет и образовать узор. Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани. А если вы уделите этому творчеству достаточно своего времени  и труда, то в результате у вас получатся подлинные произведения декоративно-прикладного искусства.

 

Работа над произведением начинается с творческого замысла. Необходимо продумать сюжет, выбрать технику и цветовую гамму. Начинающим можно порекомендовать использовать уже готовые рисунки, которые специально разработаны художниками для освоения техник росписи тканей, так же можно воспользоваться сюжетами из детских раскрасок. Например, мои ранние работы «Старый город», «Зимняя сказка» были сделаны на основании именно таких рисунков, в них я внесла свое цветовое решение и выбор техники выполнения работы. Затем, когда ваше мастерство вырастет, и вы будете чувствовать себя уверенно, можно делать свои собственные зарисовки на природе, использовать в работе фотографии, сделанные в путешествиях. Так моя работа «Старинная улочка» была сделана на основании зарисовок, выполненных в музее народного быта, который находится под Минском, а работа «Осень» - результат впечатлений от путешествия по витебским озерам. В работе можно использовать и работы знаменитых художников, как бы переосмысляя их, давая им новую жизнь. Так у и меня родилась работа «Старажытны Мінск», выполненная по мотивам гравюры Язэпа Драздовича, известного белорусского художника, скульптора и педагога начала 20 века.

 

Традиционно роспись можно проводить, натянув ткань на раму и нанося предварительно подготовленный рисунок, затем расписать ткань по подготовленному цветному эскизу. Среди множества приемов в работе над росписью я бы хотела выделить один, наиболее любимый - это роспись в технике свободных драпировок. Эта техника является одной из техник свободной росписи ткани. Она очень эффектна и открывает широкие возможности для импровизации и может служить как самостоятельным приемом росписи, так и использоваться в сочетании с другими техниками. Ведь работы, выполненные на стыке техник, когда стираются привычные границы и рождается новое, всегда интересны.

 

Предварительно смоченную ткань, драпируем в соответствие с задуманным сюжетом будущей работы на подложке из полиэтилена или стекла. Затем расписываем в заранее продуманной цветовой гамме (просто рисуем по ткани при помощи кисточки, или выливаем краску на ткань обычной ложкой, или пипеткой, или из палитры, на которой предварительно разводим краску необходимой концентрации, т.е. создаем композицию из цветных пятен). Даем ткани высохнуть, не расправляя ее (обычно оставляю ее на ночь). Затем расписанную ткань натягиваю на раму, и тут начинается самое интересное – узоры, образованные складками и тончайшими переходами одного цвета в другой будят фантазию и складываются в интересные орнаменты и цветочные композиции – я дорисовываю отдельные элементы, создавая законченную работу. В описанной технике выполнены шарфы «Цветочные фантазии» и декоративные панно из серии «Времена года» Элементы могут дорисовываться при помощи других техник росписи ткани холодного или горячего батика. Эти техники достаточно подробно описаны в литературе по росписи ткани, но тем не менее они заслуживают того что бы кратко упомянуть о них.

 

«Холодный» батик (техника Гутта) это прием которому характерен лаконизм, элегантная чёткость контуров рисунка. Контур наносится при помощи специальных стеклянных трубочек и резерва, который можно купить в магазине. После высыхания резерва элементы рисунка расписываются с применением акварельной техники: заливки однотонные и многоцветные, растяжки цветовых тонов и лессировки. Примером техники холодного батика могут служить работы из серии цветочных платков и комплект одежды (платье и шарф).

 

         

 

При росписи горячим батиком контуры рисунка или его отдельные участки покрываются горячим резервом  - парафином или воском. Отсюда и название – «горячий» батик. В горячем батике резервирование ткани является временным, вспомогательным процессом. По окончании работы резерв с ткани снимается. Ткань прокладывается между газетами и проглаживается утюгом, газеты меняются до полного удаления резерва.

 

Горячий батик серьёзен и вдумчив, загадочен и невероятно живописен. Роспись ведется постепенно, от светлого к тёмному, перекрывая один красочный слой другим. В этой технике нельзя ошибиться, недобрать или перебрать с тоном, цветом; исправить почти невозможно, разве что перекрыв неудачный фрагмент более тёмным тоном. В технике горячего батика выполнены платки «Космос и море» и «Северная быль», а так же работы из серии «Времена года. Деревья».

 

После высыхания росписи изделие следует закрепить. В работе я использую краски, закрепляемые паром. Для такого закрепления требуется больше умения и технических приспособлений, чем для красок, закрепляемых утюгом (такую работу для закрепления росписи достаточно прогладить горячим утюгом с обеих сторон). Но из своего опыта и множества экспериментов с разными типами красок я поняла, что не следует бояться сложности закрепления, ведь результат заслуживает всех затрат вашего труда. Краски, закрепляемые паром, дают богатую цветовую палитру, основанную на тончайших нюансных переходах, позволяют в процессе работы дополнять и перекрашивать отдельные участки ткани – вносить правки, и, самое главное, эти краски никогда не изменяют структуру ткани, они не делают ткань более жесткой. Шелк после росписи такими красками остается таким же легким, нежным, струящимся и приятным при прикосновении, т.е. сохраняет все свои свойства.

 

Для закрепления работу я заворачиваю в незапечатанную газетную бумагу (можно использовать кальку или другую бумагу), важно следить, что бы при сворачивании слои ткани не соприкасались между собой, иначе краска с одного слоя перейдет на другой. Завернутую работу, нужно подвесить в металлическую емкость (ведро, кастрюлю или выварку), предварительно налив в нее небольшое количество воды (не более 5 сантиметров). Важно что бы наша упаковка не касалась стенок емкости, в которой мы будем запаривать работу, и не соприкасалась с водой. Емкость ставим на маленький огонь, сверху накрываем толстым слоем ткани, полотенцем или одеялом, затем крышкой. Ткань не даст конденсату с крышки капать сверху на нашу работу и таким образом не испортит ее. Время запаривания определяется видом ткани и классом красителя, используемого в изделии, обычно запаривание длится от 45 до 90 минут. Чем толще ткань и большее количество сложений, тем дольше время запаривания. После запаривания расписанную ткань я проглаживаю утюгом и затем стираю ее в воде с шампунем при температуре 30-40 градусов. При стирке лишний краситель уходит с ткани, но не портит готовое изделие. После полоскания работу, выполненную на шелке, можно замочить в слабом уксусном растворе, для придания ткани еще большей мягкости, а краскам яркости.

 

Завершающим этапом в получении готового изделия после закрепления росписи является обработка изделия.  Если это платок или шарф, его необходимо подшить. Если вы создаете декоративное панно, его нужно оформить в раму.

 

Подшивку изделий я делаю всегда вручную шелковой нитью, которую выдергиваю из края расписанного платка или шарфа, это позволяет сделать подшивку незаметной и избавить вас от поиска нужного цвета ниток, при всем многообразии предлагаемых цветов иногда очень сложно подобрать нить нужного оттенка. Вручную подшитое изделие всегда придает работе еще большую рукотворность, что особенно ценится в наш технический век.

 

Оформление работы в раму, возможно, не менее важно для создания неповторимого характера законченной картины, чем последний мазок при росписи. Хорошее оформление позволяет точно акцентировать самые важные качества картины и выделить ее истинную красоту, профессиональное оформление работы позволяет «зазвучать» ей в полную силу, позволит ей выглядеть органично и красиво. Правильный выбор оформления обеспечивает лучшее восприятие вашего произведения. Оформление нужно не только для того, чтобы придать завершенный вид работе, оно обеспечивает лучшую сохранность работы, предохраняет ее от воздействия атмосферных явлений – сырости, пыли, механических и других повреждений. Рама позволит вам в известной мере скрыть мелкие дефекты, например, деформацию ткани на углах подрамника.

 

Работы, выполненные в технике батик, можно оформить двумя способами. Это простое оформление в раму с предварительным натяжением ткани на подрамник, как это делается в живописи маслом и оформление работы в паспарту, по аналогии с оформлением акварельных работ. Если работа выполнена на тонкой ткани, рекомендую предварительно натянуть на подрамник ткань белого цвета, что не позволит видеть обои на стене и придаст росписи более насыщенную цветовую гамму (например, работа «Фантазия»). При оформлении работы в паспарту, основу можно покрасить в белый цвет и затем на нее крепить вашу картину. Для оформления своих работ вы можете обратиться в багетную мастерскую, но надо сказать, что это потребует значительных финансовых затрат. Или постараться самим сделать оформление, и приобрести свой собственный бесценный опыт в искусстве оформления. Тем более что никто не оформит вам работу с такой требовательностью и вниманием к результату, как вы сами.

 

Я обычно заказываю простые неокрашенные деревянные рамы и подрамники и затем подбираю цвет для покраски, окрашиваю раму акриловой художественной краской или акриловой краской для ткани. Использование акриловой художественной краски дает плотный цвет и скрывает структуру дерева. Существует маленький секрет в использовании акриловой краски для ткани, закрепляемой утюгом при окраске деревянных рам. Эта краска полностью сохраняет структуру дерева, при высыхании не пачкается и можно точно подобрать необходимый цвет для вашей рамы, используя те же цвета, которыми вы расписывали свою работу.

 

Очень интересно выглядят работы, оформленные в паспарту. Паспарту уточняет, кадрирует композицию работы, скрывает неровно записанные края, концентрирует внимание на работе. Паспарту для работы можно вырезать из дизайнерского картона, который продается в магазине для художников. Вооружившись острым ножом для бумаги и металлической линейкой, аккуратно вырежьте паспарту точно под размер вашей работы. Работы, оформленные в паспарту, как правило, не требуют рамы из широкого багета.

 

Применение различных типов краски, цвета и приемов работы над рамой и паспарту зависит от вашего видения завершенной работы и тех задач, которые вы ставите перед собой, работая над вашим произведением. На практике, расположив собранную раму на еще незаконченной картине, вы поймете, что еще следует сделать для ее завершения. Иногда можно рисунок продолжить на паспарту и раму, если это соответствует вашему видению законченного произведения, и вы убедитесь, что этот прием не будет выглядеть чрезмерным в вашей работе. Например, я продлила рисунок в работе «Полет ночных мотыльков» на паспарту и это придало ей законченный вид, сделала ее еще более выразительной. В работе «Цветочный этюд» я специально покрасила раму в красный цвет и таким образом еще больше обратила внимание зрителя на изображение цветов.

 

При всем многообразии техник и сфер применения изделий из расписанных тканей, можно с уверенностью сказать, что, обладая прекрасными произведениями этого декоративно-прикладного искусства, вы сделаете себя и свое окружение уникальными и неповторимыми.

 

Автор: Зинаида Зайко