«Пусть твоя жизнь будет равна тебе, пусть ничто не противоречит одно другому, а это невозможно без знания и без искусства, позволяющих познать божественное и человеческое.»
Луций Анней Сенека (Младший)

Уроки рисования для взрослых: чему и как учит «Экспрессия»?

Курс «Экспрессия» - один из самых популярных в образовательном центре «Шпаргалка». Взрослые люди, которые хотят научиться рисовать, собираются в группы «Экспрессии» уже четвертый год. И преподаватель курса Надежда Саяпина-Гендрусева за это время создала и отшлифовала методику обучения, отличающаяся от всего, что предлагается в других минских учебных центрах.

За три месяца занятий курсанты не только преодолевают страх перед рисованием, но и действительно улучшают изобразительные навыки, не только обучаются по-разному работать акварелью и акрилом, знакомятся с основами цветоведения и композиции, но и начинают верить в свои способности к рисованию. С тем, как это происходит, можно познакомиться на пробном занятии. Ну а если вы хотите все знать заранее - предлагаем пообщаться с Надеждой заочно.

Что значит научиться рисовать?

 

Надежда Саяпина-Гендрусева:
«Обычно люди приходят на хобби-курсы с одним из двух запросов. Одни хотят просто отдохнуть, понимая, что рисование – прекрасный способ релаксации. Другие хотят действительно «научиться», причем часто понимают это как умение с первого раза реалистично изобразить вообще все, что есть на свете. Преподавателю приходится все время искать компромисс между этими двумя интересами.

Научиться изображать «всё» – слишком объемная задача, которую не ставит даже система профессионального обучения. Далеко не каждый профессиональный художник сможет сразу изобразить, например, экзотическое животное, которое ни разу в жизни не видел. Нужна предварительная подготовка, изучение натуры и чужих изображений.

Однако при этом я понимаю, что как-нибудь рисовать мои учащиеся уже умеют.  Одни хорошо видят цветовые соотношения, другие действительно имеют склонность к реалистическому изображению формы. И я пришла к тому, что если опираться на склонности самого человека, плюс давать ему техники работы с различными изобразительными материалами, то он может быстро заметить улучшение своих изобразительных возможностей. Это позволит ему поддерживать интерес к рисованию и, возможно, активно развиваться самостоятельно после окончания наших курсов».

 

«Академия» и «интуиция»

 

Всех современных преподавателей рисования можно разделить на две основные школы: академическую и интуитивистскую. Считается, что в первой тщательно учат ремеслу, а во второй – помогают «открыть в себе художника».
Надежда сама воспитывалась в традициях первой, получила диплом художника-педагога декоративно-прикладного искусства в Белорусском университете культуры. Академическая школа – и в основе курса «Экспрессия». Преподаватель убеждена, что есть приемы изобразительного ремесла, которые нужно освоить, чтобы уверенно выражать свой внутренний мир. Хотя граница между двумя стилями обучения условна: любому интуитивисту нужно правильно держать кисть в руках, любому «академику» важна творческая свобода.

«Разрабатывая программу, я постаралась восстановить свой учебный опыт и выбрать то, что дало  наибольшее продвижение, – говорит преподаватель. – Мы, например, не ставим натюрморты, предполагающие очень долгую и кропотливую работу, зато уделяем много внимания пейзажам. Они дают больше простора для проявления сильных сторон начинающего художника. А умение рисовать, конечно, подразумевает то, что ты можешь изобразить природу.
Мы не отказываемся от копирования или цитирования чужих работ: наоборот, стараемся учиться у разных художников. В частности, обязательно обращаемся к работам импрессионистов. В них много условности, но при этом человек понимает, что изображено, видит, что стиль тоже предполагает особую технику работы мазком.

В художественном училище один натюрморт могут рисовать 16 часов – это больше, чем целый месяц наших занятий. Включать такую работу в программу хобби-курсов не совсем уместно. С другой стороны, если кто-то из учащихся проявляет склонность к реалистическому рисунку – конечно, именно ему я покажу, что можно сделать, чтобы двигаться дальше. Поэтому у нас и небольшие группы: каждый может рассчитывать  на индивидуальный подход».

 

Акварель, акрил, композиция

 

Надежда утверждает: чем больше ограничений накладывает материал, тем больше в нем и возможностей для творчества. Акварель считается материалом довольно сложным и капризным. И в то же время – именно ее широкие возможности открываются очень быстро. И использование самой техники работы с материалом уже создает некий образ на бумаге. Так что с ее помощью человек может быстро поверить в свои способности.

Акрил другой. По изобразительным возможностям напоминает масляные краски. Но им можно писать и по бумаге, и по дереву, и по холсту. Он четче и конкретнее, и его тоже важно прочувствовать. А когда умеешь работать с двумя такими разными материалами, это дает перспективу для понимания всего процесса изобразительного творчества.

«А еще очень важные разделы программы любого художественного вуза – цветоведение и композиция, - поясняет преподаватель. - Студенты не сразу понимают, в чем суть этих предметов, могут думать, что только в тематике. На самом деле, соотношение цветов, ритм размещения элементов композиции – то, что есть в любой работе. Но мало кто способен увидеть это, работая над свободной темой. Когда же учебные задания подобраны специально для того, чтобы увидеть возможности цвета, почувствовать ритм изображения – это тоже может очень улучшить и ваши обычные работы».

 

Как проходит занятие?


На один вечер в неделю школьная аудитория превращается для группы «Экспрессии» в художественную студию. Начинающим художникам – от 16 до плюс бесконечности. У каждого планшет из оргстекла, краски, кисти, бумага. И часто еще какой-нибудь нетрадиционный материал: на одном занятии пробуют в качестве дополнительной «краски» соль, на другом – восковую свечу. Вокруг рисующих - множество иллюстраций. Это репродукции работ признанных мастеров, у которых учатся начинающие художники. А рисуют на курсе «Экспрессия» уже на первом занятии, по ходу узнавая от педагога множество необходимых деталей. Начиная с мелочей, вроде выбора кисти и ее удобного положения в руке. Продолжая более специальными вещами, вроде того, как выполнять растяжку цвета или лессировку акварелью. И заканчивая тем, чем художественное ремесло отличается от настоящего искусства и почему второго не бывает без первого.

 

Смотрите подробную программу курса «Экспрессия»