«Пусть твоя жизнь будет равна тебе, пусть ничто не противоречит одно другому, а это невозможно без знания и без искусства, позволяющих познать божественное и человеческое.»
Луций Анней Сенека (Младший)

Курсы, репетитор, самоподготовка – кому что подходит?

Подготовка к поступлению в колледж или вуз – процесс, требующий отдельных занятий от любого абитуриента. Ведь прямой задачей школы подготовка к ЦТ не является. За курс школьных наук выпускники отчитываются экзаменами, и к ним же готовятся весь последний год. Да,  иметь высокий процент поступления среди выпускников всегда было предметом гордости школ. Но добиваться этого  –  все же дополнительная задача, которая решается только вслед за основными. А школьную программу и без нее непросто преподать за отведенное число часов.

Вопрос, как организовать  занятия по подготовке к ЦТ, стоит перед самим абитуриентом и его родителями. Сидеть над книгами самому, ходить на курсы или искать репетитора? У каждой формы учебы есть свои сторонники и противники. Но каждая из них наиболее эффективна для совершенно определенных людей.

Я сам!

Школьники, которые готовятся к поступлению самостоятельно, до сих пор существуют. В конце концов, ведь школьная программа рассчитана не на лауреатов Нобелевской премии. И если каждый год хоть кто-то самостоятельно сдает ЦТ на высокий балл – значит, теоретически, сможете и вы.

Полностью самостоятельная подготовка подходит людям…обладающим высокой степенью этой самой самостоятельности. Если вам действительно интересны сложные случаи орфографии и пунктуации, если вы много читаете, а возможно и пишете в свободное от школы время (ну, хотя бы ведете блог не на «олбанском») – можно своими силами подготовиться к ЦТ по русскому или белорусскому. Если лучшее развлечение для вас – решать математические задачки повышенной сложности, то и  ЦТ по математике может покориться без всяких внешних консультантов.  Но кроме интереса к предмету, который предстоит сдавать, нужен еще и навык самоорганизации. Даже победители математических олимпиад, готовясь к ЦТ, решают большие массы однотипных задач. Не потому, что боятся не справиться, а потому, что справляться придется в сжатые сроки. Следовательно – нужна тренировка. Если вы способны составить жесткое расписание тренировок, и затем ему следовать – прекрасно, на репетиторах и курсах можно сэкономить, а трудности, которые собственными усилиями преодолеть не удается, обсудить со школьным учителем или на каком-нибудь интернет-форуме (благо, продвинутые репетиторы предлагают и виртуальные консультации).

Увы, исследования показывают, что убедить себя заниматься даже по полчаса каждый день без всяких внешних стимулов способны только 5-10% старшеклассников. Остальным нужен контроль и консультативная поддержка. Иногда функцию котроллеров могут взять на себя родители (совсем хорошо, если они при этом еще и могут что-то подсказать в изучаемых предметах).  Во всех остальных случаях – нужен репетитор или подготовительные курсы.

Когда не обойтись без репетитора?

Правда жизни состоит в том, что к репетиторам ходят выпускники, чьи родители готовы платить за работу репетиторов. Ведь этот вид подготовки к ЦТ по праву считается самым дорогим. Но и самым личностно-ориентированным. В том и суть репетиторской работы, чтобы понять трудности каждого конкретного ученика, и сделать упор на темах, которые ему нужнее всего.  Объяснить одну и ту же задачу несколькими способами, показать несколько вариантов решения. И, конечно, убедиться, что ученик понял и усвоил.  Если родители имеют скромный достаток, то репетитора, скорее всего, будут искать только в случае очень серьезных проблем с учебой ребенка. А поскольку скромный достаток сегодня у многих, то и к репетиторам чаще всего ходят ученики с очень низким уровнем подготовки. Помощь индивидуального консультанта в этом случае - действительно шанс, но прибегать к ней нужно не за месяц до  тестирования. Лучше – хотя бы за год.

У индивидуального репетиторского подхода есть и обратная сторона – индивидуальная совместимость ученика и учителя. Кончено, здесь все не так жестко, как у партнеров по орбитальной станции, но случаи, когда объяснения учителя проходят мимо сознания ученика, не так уж редки. Доверяйте себе, общаясь с репетитором,- советуют опытные преподаватели. – Если после занятия вы сразу  чувствуете, что ваши представления об изучаемой теме прояснились, домашнее задание не вызывает тревоги ли растерянности – значит, все идет правильно. А если вас просто нагрузили информацией, которую трудно к чему-то применить – возможно, стоит поискать другого учителя.

Чтобы работа с репетитором была действительно полезна, учителя нужно тщательно выбирать. А в выборе иногда решающую роль играют моменты, лишь косвенно способствующие качественному обучению – скажем, географическая досягаемость, цена или наличие у репетитора степени кандидата наук (хотя способность написать диссертацию и  умение доходчиво растолковать правила орфографии связаны меж собой очень слабо). Если вам самим непонятно, какой именно репетитор нужен конкретному ученику – то курсы надежнее.

Кому подходят курсы?

Курсы по подготовке к ЦТ – пожалуй, самый универсальный способ решения образовательных проблем абитуриента. Почему?

В отличие от школьных уроков, здесь обучение построено именно на основе тестов. Ученики исследуют разновидности заданий, предлагаемых на тестировании, изучают подходы к каждому из типов вопросов или задач.  Да и просто учатся работать на время, репетируя то, что будет во время тестирования.

В  отличие от индивидуального сотрудничества с репетитором, здесь не столь важна психологическая совместимость учителя и ученика.  В группе не успеют надоесть друг другу даже прямо противоположные характеры.  К тому же, часть работы по выбору терпеливых и внимательных педагогов делает администрация курсов. Репетитор-одиночка при хорошо налаженной рекламе может жить и за счет постоянно меняющихся учеников,  а постоянно работающей образовательной компании важно, чтобы состав группы не менялся на протяжении всего учебного года.

Правильные подготовительные курсы – неплохой вариант для всех, и лучший – для людей общительных и компанейских, склонных обращать внимание на соседей по учебному классу.  В  работе в группе всегда есть соревновательный момент, и этим занятия с также ориентированными на поступление товарищами  полезны особенно. И еще в  малой группе труднее отлынивать от учебы. При работе один на один с репетитором можно и заключить негласное соглашение – один делает вид, что учит, другой – что учится. Группа такого шанса не оставит.

Как выбрать подготовительные курсы?

Есть большой соблазн сказать просто: выбирайте курсы от «Шпаргалки». Но  мы обойдемся без голословных призывов. Тем более, не все посетители нашего сайта живут в Минске, да и групп у нас ограниченное количество.

Скажем иначе: не нужно выбирать курсы по инерции еще родительской юности. Десять и более лет назад экзамены проводили сами вузы,  так что все стремились на курсы при университетах. Ведь их преподаватели были лучше знакомы с тем, какие требования предъявляются к  поступающим именно в данном конкретном вузе. Но  сегодня это преимущество потеряло всякий смысл, ведь ЦТ принимают абсолютно отдельные от вузов педагоги, а оценивает и вовсе компьютер.  Меж тем вузовские курсы – по-прежнему самые многолюдные, так что учительского внимания каждому учащемуся достается сравнительно мало.

Вряд ли стоит считать главным критерием выбора курсов и географическую доступность вкупе с недорогой ценой, которые предлагают курсы при школах. Учителя не всегда работают на этих курсах с энтузиазмом, ведь труд их там оплачивается очень скромно. Да и занятия у одного и того же учителя и на уроках, и на курсах, не слишком сильно расширяют образовательный опыт ученика.  Не всегда курсы при школе –  выбор неправильный, но и считать его заведомо хорошим тоже не приходится.

В общем-то, от курсов по подготовке к ЦТ нужно не больше, но и не меньше, чем от любой учебной программы: соответствие задачам обучения, понятные объяснения учителя,  внимательный контроль результатов учебы.  Есть ли все это, поможет увидеть пробное занятие. Если, конечно, на курсах не боятся его предлагать…